«Значимые литературные даты 2016 года»
С 25 по 30 января 2016 г. прошла неделя русского языка и литературы. В ней приняли участие обучающиеся 5-11 классов и педагоги методического отделения русского языка и литературы.
Цель предметной недели: повысить мотивацию к изучению русского языка и литературы, пробудить интерес к изучению русской литературы; развивать творческие способности учащихся средствами изучаемых предметов; выявить одаренных детей и разработать перспективный план работы с ними.
План проведения недели русского языка и литературы обсуждался на заседании МО (протокол №5 от 21.12.2015) , был согласован с заместителем директора по учебной работе, утвержден директором школы:
Дата | Время | Класс | Название мероприятия | Предмет | Ответственные |
25.01 | акт. зал, 11.30 | 10 Б | Литературная гостиная «Татьянин день» | Литература | Грабыльникова Т.С. |
27.01 | каб.13, 15.10 | 8-е классы | «Путешествие по Рязанщине – Срезнево» | Литература | Грабыльникова Т.С. |
28.01 | каб.13, 9.40 | 8 Б | Открытый урок «Тема дома в произведениях Распутина и Белова | Литература | Грабыльникова Т.С. |
28.01 | каб.8, 12.20 | 6-е классы | Презентация проекта «Академик Срезневский» | Русский язык | Грабыльникова Т.С. |
28.01 | каб. 13, 11.30 | 10-е классы | Беседа о Распутине и его роли в развитии литературы | Литература | Грабыльникова Т.С. |
28.01 | каб.15, 8.00 | 5А | Открытый урок по русскому языку «Суффикс» | Русский язык | Мефодина С.В. |
28.01 | каб.15, 9.40 | 5А | Открытый урок по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб» | Литература | Мефодина С.В. |
28.01 | каб.13, 14.20 | 7А | Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» | Литература | Ипатьева Л.С. |
28.01 | филиал библиотеки №5, 12.30 | 7А | Библиотечный урок на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин и Рязань» | Литература | Ипатьева Л.С. |
22.01 | каб.19, 15.10 | 6А | Открытый урок «Н – НН в суффиксах прилагательных» | Русский язык | Кустрьо Л.В. |
29.01 | каб.19, 16.10 | 6А | Защита проектов «Словарь сибирских диалектизмов» по произв. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Русский язык | Кустрьо Л.В. |
30.01 | каб.19, 9.40 | 11В | Литературно-лингвистическая игра по творчеству Есенина | Литература | Храмчихина Е.В. |
28.01 | каб. 19, 17.00 | 7Б | Открытый урок по теме «Отзыв» | Русский язык | Храмчихина Е.В. |
27.01 | каб. 19, 17.00 | 7В | Открытый урок по теме «Стихотворения о природе русских поэтов 19в» | Литература | Храмчихина Е.В. |
30.01 | каб.19, 9.40 | 9Б | Открытый урок «Сложноподчиненное предложение» (использование литературных произведений на уроках русского языка) | Русский язык | Храмчихина Е.В. |
В течение недели | В течение недели в кабинетах 13. 15, 19 | 5-11 классы | Конкурсы стенгазет, презентаций, рисунков, буклетов | Литература | Учителя МО |
11.02 | каб. 2, 14.20 | 6В | Проект по литературе «Чудеса нужно делать своими руками (по феерии А. Грина «Алые паруса») | Литература | Рудина А.Е. |
Все мероприятия были проведены согласно намеченному плану. При подготовке мероприятий учителями русского языка и литературы учитывались интересы обучающихся, их индивидуальные особенности, креативные способности. Были использованы компьютерные презентации, схемы, таблицы, применены интегрированный и системно-деятельностный методы обучения.
Каждому педагогу удалось достичь поставленной цели в формировании познавательной мотивации обучения, расширения кругозора детей, воспитании ответственности, чувства взаимопомощи, товарищества.
Учителя отделения русского языка и литературы провели открытые уроки, внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе для 5-11 классов.
Открывалась неделя русского языка и литературы 25.01 литературной гостиной, посвященной Татьянину дню, которая была организована Грабыльниковой Т.С. и учащимися 10 Б класса. Были приглашены как учащиеся начальной школы, так и среднего звена. Видеозаписи, интервью с интересными людьми перемежались с концертными номерами. В заключение праздника старшеклассники вручили цветы и подарки всем именинницам.
С.В. Мефодина провела урок литературы «Добро и зло в сказке К.Д. Паустовского «Теплый хлеб» в 5А классе. Цель урока – формирование навыков аналитического чтения, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения. Вопросы, которые задавал учитель своим ученикам, были направлены на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, давали возможность пробудить их скрытые творческие и интеллектуальные способности. Большое внимание уделялось и работе с литературоведческими терминами.
Интересен был и урок литературы Ипатьевой Л.С. по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» «Уроки доброты» в 7А классе. Кузнецова С.А., которая была приглашена на урок, отметила, что урок был проведен на высоком профессиональном уровне с использованием методики системно-деятельностного подхода к обучению. Она отметила свободное владение учащимися литературоведческим материалом, их критическое мышление при анализе произведения.
Учащиеся 6А класса приняли участие в необычном литературном проекте, которым руководила Кустрьо Л.В.. Они составляли словарь сибирских диалектизмов, используя произведения В. Астафьева. Это серьезная работа помогла учащимся увидеть глубокую связь между такими предметами, как русский язык и литература. Школьники познакомились с понятием диалекты и диалектизмы; работа над проектом позволила развивать умение анализировать лингвистический материал, научила самостоятельно находить нужную информацию в научной и учебной литературе. Учащиеся смогли проявить свою творческую интуицию, умение работать в группе.
Рудина А.Е. провела внеклассное мероприятие по литературе в 6 Б и В классах «Чудеса нужно делать своими руками» по феерии А.С. Грина «Алые паруса». Учащиеся коснулись таких важных нравственных понятий, как доброта, сострадание, вера. Глубокими по содержанию были сочинения, подготовленные отдельной группой детей. Ученики представили свои презентации и рисунки, отражающие их представление о мечте.
Храмчихина Е.В. провела урок русского языка по теме «Отзыв» в 7Б классе. Первая часть урока была посвящена изучению новых языковедческих терминов, причем работа с презентацией была построена в виде лингвистической игры. От изучения теории учащиеся перешли к практической работе сначала с готовым материалом, а потом к созданию собственного отзыва на книгу. На уроке сочетались разные виды работы: индивидуальная и групповая. Материал излагался преподавателем доходчиво, образно, доступно.
В 7Б классе был проведен урок литературы по теме «Стихотворения о природе русских поэтов 19в», где учащиеся не только познакомились с творчеством русских поэтов, но и попробовали свои силы в стихосложении.
Также учителями были проведены конкурсы рисунков, стенгазет, презентаций и буклетов.
Неделя русского языка и литературы прошла организованно, в атмосфере творчества, на высоком методическом уровне. По результатам предметной недели был подведен итог работы отделения русского языка и литературы в целом, результаты рефлексии учащихся показали, что особый интерес у учащихся вызвали необычные формы уроков (библиотечные уроки, гостиные), выставки творческих работ (рисунков, стенгазет, буклетов).
Неделя русского языка и литературы прошла организованно, в атмосфере творчества, на высоком методическом уровне, что способствовало развитию у учеников интереса к указанным предметам, их творческих способностей. Педагоги смогли продемонстрировать свой опыт коллегам, поделиться методическими находками.
Руководитель МО учителей русского языка и литературы Е.В. Храмчихина